Как сочинить биологическую задачу

Для синтеза открытой биологической задачи необходима исходная информация. Это может быть интересный факт или красивое решение проблемы из научно-популярной литературы, фильма или ваших личных наблюдений. Такая ИНФОРМАЦИЯ должна содержать:

а) описание предыдущей ситуации (что было);
б) суть проблемы, возникшей в исходной ситуации;
в) ресурсы, использованные для решения данной проблемы;
г) описание решения данной проблемы (что стало).

Шаг 1. Подберите информацию, в которой описано интересное решение

Шаг 2. Опишите исходную ситуацию (что было)

Шаг 3. Опишите претензию, предъявляемую к исходной ситуации (что в этом плохого)  

Шаг 4. Опишите суть возникшей проблемы (какую проблему нужно решить)

Шаг 5. Опишите решение проблемы (что стало)

Шаг 6. Какое логическое противоречие (ЛП) устраняется этим решением? Запишите формулировку этого ЛП: объект должен быть..., чтобы..., и должен быть..., чтобы...)

Шаг 7. Какой «инструмент» применен для решения этой проблемы?

Шаг 8. Какое техническое противоречие (ТП) устраняется решением задачи? Запишите формулировку этого ТП: если..., то..., но...)

Шаг 9. Запишите ресурсы, которые были использованы при решении проблемы

Шаг 10. Составьте план текста задачи

Шаг 11. Определите для себя, к какому типу будет относиться ваша задача

Из одной исходной информации можно сделать две разные задачи: исследовательскую и изобретательскую.

Шаг 12. Персонифицируйте задачу

Шаг 13. Составьте сюжет задачи

№ 1. Изобретательская задача

Змеи охотятся на лягушек, замирая в неподвижности. Лягушки не способны видеть неподвижные предметы — так уж устроено их зрение, и поэтому не замечают своего замершего врага. Но так змея может до бесконечности лежать и ждать лягушек, которые будут прыгать по своим делам где-то вдалеке. Как змее привлечь внимание лягушки и сделать так, чтобы лягушка не удирала от своего врага, а наоборот, сама приблизилась?

№ 2. Исследовательская задача

Охота змеи на лягушку очень похожа на мистику: лягушка, заметив змею, вдруг прыгает прямо навстречу своему врагу. Почему лягушка так странно себя ведет?

Шаг 14. Составьте вариант контрольного ответа

Контрольный ответ № 1

Змея использует свой ресурс — беспокойно двигающийся раздвоенный язычок, который очень напоминает насекомое. Лягушка видит насекомое — и САМА прыгает навстречу своему врагу!
Контрольный ответ № 2

Лягушка видит только движущиеся предметы, так что неподвижная или скользящая змея для нее незаметна. Но ее внимание привлекает беспокойно двигающийся язык хищника! Принимая его за насекомое, лягушка сама прыгает навстречу змее.

Информация для синтеза биологических задач

 

Информация 1  Любопытные вещи о становлении медвежьей школы в 1845 году обнародовал профессор Московского университета Карл Францевич Рулье. В частности, он поведал миру о медвежьей академии, которая многие годы действовала в белорусском местечке Сморгонь. «Это была крестьянская хата с каменным полом, под которым находилась русская печь. В хату впускали молодого ручного медведя и нагревали пол, отчего животное, чтобы менее страдать... становилось на задние лапы; впоследствии нагревали пол сильнее, и медведь по необходимости уже припрыгивал. Во время продолжающегося учения «коза» производила известный стук, но окончании его кормили медведя или лакомили его хлебом, медом, вином. Наконец приходило время, когда не нужно было нагревать пол потому, что медведь, услышав стук «козы», начинал плясать в ожидании последующего затем кормления: потому-то вожатые, которые водят ученых медведей, после каждой пляски его требуют ему от зрителей награды». Старикович С. Ф. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? — М.:Детская литература, 1991 — С. 119.

Информация 2 Нору лисица может вырыть сама, но обычно занимает чужие. Сурка при этом она придушит, с барсуком ей не справиться, но выжить его из норы она может. Утверждают, что действует лиса, хорошо зная любовь барсука к чистоте. Дождавшись, когда барсук уйдет на охоту, Лизавета в его норе справляет нужду. Вернувшись, барсук с негодованием чистит жилище. Но лиса снова и снова повторяет прием, и барсук нору либо бросает, либо в подземном своем лабиринте отгораживается от вонючей нахалки, и звери живут бок о бок, не мешая друг друг. Комсомольская правда 20.02.98. — С. 17.

Информация 3 Небольшие осьминоги поселяются внутри раковин устриц, предварительно съев хозяина раковины. Они присасываются к створкам и держат их плотно сомкнутыми. Но как осьминоги открывают закрытые раковины устриц? 2000 лет назад римский натуралист Плиний Старший писал, что осьминоги иногда дежурят у закрытой раковины устрицы и, едва она раскроется, бросают внутрь камень. Теперь створки уже не могут сомкнуться, осьминог съедает устрицу и поселяется в ее доме. В аквариумах осьминоги никогда не поступают таким образом. Но ведь в неволе многие животные ведут себя иначе, чем в природе. А на коралловых рифах островов Туамоту один путешественник через ящик со стеклянным дном много раз видел, как осьминоги нападали на устриц, бросая в их раковины куски коралла. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. — М.: Просвещение, 1973. — С. 39.

Информация 4 В зоопарке Дублина живет 36 индийских гусей, которые умеют распознавать дни недели. Зимой они с понедельника по субботу находятся в Гербертском городском саду или в Санстефанском саду, где в это время многолюдно и птицы получают много пищи. Однако в воскресные дни гуси всегда возвращаются в зоопарк, где в этот день бывает больше людей, чем в садах. Неясно, каким образом гуси узнают, что наступило воскресенье. Вполне возможно, по звону церковных колоколов или по каким-то им одним известным приметам. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. — Ритмы жизни. — М.: Медицина, 1991.

Информация 5 Предложено высевать кормовые культуры отдельными полосами вдоль поля, а скашивать поперек, тогда в бункере комбайна окажется смесь трав и отпадет необходимость в кормосмесительных машинах (а. с. 843808). Если травы высевать полосами по 0,7-2,2 м, а скашивать поле по диагонали, то комбайн захватывает по меньшей мере три разных травы, и в бункере образуется более равномерная смесь (а. с.1058538). Владиславский В. Человек среди природы. — Минск: Вышэйшая школа, 1975.

Информация 6 Ночью старшему оперуполномоченному Московского ГУВД поступило сообщение о стрельбе на территории вертолетного завода. Прибыв на место, он выяснил, что кто-то украл трех поросят из подсобного заводского хозяйства. Сторожиха открыла огонь из табельного оружия, но воры скрылись без следа. Вскоре поросят обнаружили в одном из частных домов поселка. Хозяин кражу отвергал, а проверить, что это именно те похищенные хрюшки, не представлялось возможности. И тогда сметливый милиционер проделал необычный следственный эксперимент. Он привез поросят на свиноферму и выпустил их в хлев. Поросята безошибочно отыскали в свинарнике свою мать и принялись сосать молоко. // Гомельская правда, 31.07.99.

Информация 7 Семена хвойных деревьев годятся для выкармливания птенцов. Это создает еще один парадокс тайги, позволяя маленьким птичкам обзаводиться детьми зимой. Клесты, в нашей тайге их три вида, и каждый питается семенами только определенных деревьев — ели, сосны или лиственницы, вьют гнезда и откладывают яйца в конце зимы, но если урожай шишек хороший, приступают к гнездованию еще в январе, в самое холодное время года, в морозы и метели. Странно видеть миловидную птичку, сидящую в гнезде среди заснеженных ветвей, и трудно представить, как ей удается высидеть, вырастить и воспитать малышей, не заморозив их.  Сергеев Б. Ф. Жизнь лесных дебрей. — М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 47.

Информация 8 Зимородки часто встречаются по берегам горных речек Краснодарского края. Они очень интересно охотятся за рыбой. Вот на сухую ветку, склонившуюся над водой, садится зимородок, внимательно смотрит вниз, на воду, сидит не шевелясь. Но едва зарядилась поверхность воды от мелких рыбешек, он стрелой бросается в воду и тут же вылетает с трепещущей рыбкой в клюве. Иногда бывают и неудачи: зимородок вылетает из воды, ничего не поймав. Видели однажды, как после неудачной охоты зимородок поймал стрекозу и, зажав в клюве, стал бить о сучок дерева, а потом бросил в воду. К барахтающейся стрекозе со дна стали подниматься рыбки. Выждав удобный момент, зимородок помчался к воде и вынырнул с добычей.  Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. — М.: Просвещение, 1973. — С. 118.

Информация 9 Яркое уличное освещение в вечернее и ночное время вредит деревьям и кустарникам. Оно вызывает продолжение роста в холодное время, в результате чего растения могут пострадать от заморозков. Степень вреда зависит не только от вида растения, но и от того,  насколько близко от фонарного столба оно растет. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. — Ритмы жизни. — М.: Медицина, 1991.

 


Категория: | Просмотров: 830 | Добавил: Ольга | Дата: 09.09.2015 | Комментарии (0)