Задачи для использования на уроке.
09.09.2015, 19:13

Тема: Беспозвоночные животные: морфология, анатомия, систематика

  1. Большинство настоящих амеб – донные организмы, обитающие в толще осадка. С помощью псевдоподий они ловко передвигаются по субстрату. Но как амебы могут перемещаться на новые места на достаточно большие расстояния?
  2. Бернард Шоу в своей новелле «Картинка из семейной жизни Ф. Барнабаса» приводит высказывание: «Что такое амеба? Наш общий предок... которого вы обнаружите в ближайшей канаве». Объясните данные слова одного из героев новеллы.
  3. В Мировом океане до глубины 4 тысячи метров образуется «голубой ил» из раковин глобигерин и кокколитофорид (корненожек). Окаменевая, он превращается в известняк. Глубже 4 тысяч метров этого ила нет, там образуются илистые отложения из домиков диатомовых водорослей и других корненожек – радиолярий. Как можно объяснить подобное явление?
  4. В море известна ситуация: «Пошел бык на пастбище. Нет пастбища; оно убежало. Бык за пастбищем, пастбище – от него». Выскажите предположения, что за пастбище и где пасется «бык»?
  5. Своеобразную среду обитания для простейших представляют пляжи, отмели по берегам морей. Количество инфузорий-псаммофилов здесь достигает 250-300 видов. Какие экологические факторы влияют на видовой состав и обилие инфузорий?
  6. Гидры размножаются в разное время года различными способами. Объясните приспособительное значение этого явления.
  7. Наблюдения за медузами показали, что они способны воспринимать инфразвуковые колебания частотой 8-12 Гц, появляющиеся за 10-15 часов до шторма. Органы равновесия медузы, представленные пузырьками с известковыми камешками (статолитами), ответственны за это «шестое чувство». Попытайтесь объяснить, как происходит восприятие звуков медузой. Зачем медузе необходимо «знать» о приближающемся шторме? Какой практический аспект имеет эта «практическая способность» медузы?
  8. Атолл – постройки коралловых полипов. На пути корабля «Бигль» часто встречались атоллы. По просьбе Ч. Дарвина были сделаны промеры и выяснено, что со стороны океана стены коралловой крепости уходят вглубь на километры. А коралловые полипы могут жить на глубине не более 50-60 метров. Объясните подобную ситуацию. Почему атолл может быть похож на разомкнутое кольцо?
  9. Удивительную особенность производить большое количество яиц паразитическими червями, как плоскими, так и круглыми, ученые назвали «законом большого числа яиц» (например, самка невооруженного цепня за 18 лет может произвести 1 миллиард яиц). Почему черви-паразиты откладывают так много яиц?
  10. Одна особь печеночной двуустки за неделю производит до 1 миллиона зрелых яиц, самка аскариды – за сутки около 200 тысяч, многоуст же за 20 дней продуцирует всего 10 яиц. Наблюдается нарушение «закона большого числа яиц». Как вы можете объяснить подобное противоречие?
  11. Спайник – паразит жабр карповых рыб. В переводе с латинского языка его название звучит «двойное животное удивительное». В самом деле, эти черви существуют только парами: два экземпляра срастаются вместе и так существуют всю жизнь. Двумя прикрепительными дисками с клапанами они прочно зажимают жаберный лепесток рыбы. Укажите целесообразность совместного проживания паразитов. Знаете ли вы животных, живущих тесными парами?
  12. Моллюск тередо (корабельный червь) имеет червеобразную форму, на переднем конце тела его раковина превратилась в сверло. Тередо сверлит створкой дерево и глотает опилки, продвигаясь все дальше и дальше. В один прекрасный день тередо замуровывает себя в субстрате навечно, не может покинуть свое убежище. Объясните, почему. Как червь перерабатывает съедаемые им опилки?
  13. Европейская жемчужница, обитающая в северных реках Европы, включена в международную Красную книгу как вид, находящийся под угрозой полного исчезновения. Исчезновение жемчужниц – это не только потеря жемчуга. Моллюск удивительным образом связан с жизнью семги (лососевой рыбы). Там, где нет лососей, жемчужниц не обнаружить. Объясните подобный факт.
  14. В настоящее время широко развивается биоиндикационный метод мониторинговых исследований среды. Для диагностики качества воды достаточно часто исследуют популяции двустворчатых моллюсков из рода перловица, беззубка. Какие биологические особенности позволяют использовать двустворчатых моллюсков как объектов биоиндикации?
  15. Многие пауки ловят свою добычу с помощью ловчих сетей. А вот паук сцитодес сетей не плетет, а просто плюет на свою добычу? Зачем? Какие способы поимки добычи у пауков вы знаете?
  16. Паук-серебрянка является вторично водным животным. Какие доказательства вы можете привести, иллюстрируя тот факт, что пауки ранее переселились в водную среду обитания из наземно-воздушной? Каких вторично водных животных вы знаете? Приведите примеры.
  17. Самые массивные насекомые – жук-геркулес длиной до 12 см, палочник – до 26 см. Такой же размер имеют в размахе крыльев некоторые бабочки. Это предельные размеры. Почему же не существует более крупных насекомых, размером, например, с крупную собаку?
  18. По меткому выражению натуралистов, некоторых личинок насекомых называют «саблезубыми тиграми мира насекомых». Какие личинки и почему получили такое название; какую роль они играют в сообществах?
  19. В пищеварительном тракте термитов одновременно обитают жгутиковые простейшие, бактерии, перерабатывающие целлюлозу, азотфиксирующие бактерии. Объясните, почему термиту необходимы эти симбионты?
  20. Тли очень плодовиты. Весной каждая самка приносит по 35-50 «дочек», через 7-10 суток каждая «дочка» приносит также по 35-50 «внучек» и т.д. За лето получается 15-20 поколений. Сколько особей тлей может родиться за лето? Почему тли при огромной плодовитости не покрыли весь земной шар?

Тема: Позвоночные животные: морфология, анатомия, систематика

  1. Хрящевые рыбы появились в морях еще в глубокой древности. В то время они были широко распространены на нашей планете. Однако большинство этих рыб вымерло. Чем это можно объяснить?
  2. Рыбы широко распространены в природе. В связи с разнообразием условий обитания внешний вид рыб также крайне разнообразен. Акулы, сельди, лососи имеют веретенообразное тело, часто несколько сжатое с боков; иглобрюх, луна-рыба – укороченное тело, сильно расширенное, иногда шарообразное со слабо развитыми плавниками; химера, треска – каплеобразную форму тела (большую голову с постепенно уменьшающимся к хвосту туловищем); у скатов, камбалы – уплощенное в спинно-брюшном направлении или с боков. Предположите, какой образ жизни ведут указанные рыбы, какие типы мест обитания занимают? Объясните свой ответ
  3. Юннаты поместили рыбку в банку с водой и закрыли банку пробкой с очень тонкой стеклянной трубкой. Наблюдения показали, что уровень воды в трубке меняется в зависимости от глубины погружения рыбки. Объясните это явление.
  4. Наукой установлено, что 300 из 20 тысяч существующих ныне видов рыб способны генерировать и использовать биоэлектрические поля. Многие рыбы могут сами не только производить электрические разряды, но и создавать вокруг своего тела электромагнитные поля. Но почему другие животные (сухопутные) не могут посылать электрические сигналы? Для чего рыбы используют электрические сигналы?
  5. Канадские ученые установили, что североамериканская лягушка обладает повышенным содержанием сахара в крови – в 60 раз превосходящим концентрацию у лягушек умеренной полосы. Североамериканский вид существует даже на Аляске. Объясните подобное явление.
  6. С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции проделали следующий опыт. В два одинаковых по объему аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме, где головастиков насчитывалось в два раза больше, они росли медленнее. Из первого сосуда во второй перелили немного воды, не меняя в нем количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные, замедлились. Сделайте выводы.
  7. Уровень организации пресмыкающихся значительно выше, чем у земноводных. Однако сохранились и примитивные черты. Например, непостоянная температура тела, снабжение клеток, тканей, органов туловища смешанной кровью. Чем объясняется наличие этих признаков у пресмыкающихся? Почему эти признаки оказывают существенное влияние на распространение этих животных?
  8. Ямкоголовую змею – гремучую змею – экспериментаторы лишили слуха, зрения и обоняния и поднесли к ней зажженную лампочку (на всякий случай завернутую в черную бумагу). Змея мгновенно бросилась на нее, причем, когда к змее поднесли не  зажженную лампочку (тоже завернутую черную бумагу), та продолжала неподвижно лежать. Объясните подобные результаты. Как ориентируются змеи в пространстве?
  9. При резком повышении температуры  воздуха у птиц часто учащается дыхание, дно ротовой полости и верхней части глотки начинает быстро колебаться. Объясните, почему в подобном случае у птиц происходит понижение температуры тела.
  10. У маленького кукушонка четыре дня после вылупления сохраняется толкательный рефлекс, позволяющий ему выбрасывать отложенные яйца своих приемных родителей. Какие эксперименты необходимо провести, чтобы выявить «пусковой раздражитель», запускающий рефлекс? Каков тип этого рефлекса?
  11. Самец африканской птицы носорога замуровывает в гнезде на период высиживания яиц самку. Но не только особая миссия выхаживания потомства заставляет самку укрываться в гнезде. Объясните, что это за обстоятельство?
  12. Своеобразны перелеты у многих птиц, неохотно поднимающихся на крыло – перепелов, коростелей. Они зимуют в Африке, преодолевая путь в 4-5 тысяч километров. Много их собирается осенью на берегах Черного и Средиземного морей. Как вы думаете, чего ожидают птицы на морских побережьях?
  13. У китов из органов чувств лучше всего развит орган слуха. Некоторые звуки киты улавливают на расстоянии 10-20 км. Зрение у китов, наоборот, развито слабо. Установите причины этого явления и объясните его.
  14. Жирность коровьего молока – 3-4%, а китового – 23-43%. Как вы думаете, с чем связана подобная разница в жирности молока млекопитающих? У каких млекопитающих жирность молока может быть максимальной? Приведите примеры.
  15. Лисица может совершенно изумительным образом избавляться от паразитов – блох. Она берет в зубы клочок шерсти, высоко поднимает голову и медленно, осторожно ступая,  входит в воду. Почему лисица совершает именно такие действия, избавляясь от насекомых?
  16. В зоопарках при выращивании молодняка птиц и млекопитающих важно избежать импринтинга – формы научения, основанной на запечатлении первых увиденных движущихся предметов детенышем, оказывающим не всегда желательное влияние на жизнь животного. Предложите способы, помогающие избежать импринтинга.
Категория: Зоология. | Добавил: Ольга
Просмотров: 1002 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0