Новые требования к программе ФГОС 5 кл. Рабочая программа
22.08.2016, 14:48

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. о Королёв   МО     «Средняя общеобразовательная школа № 15»

 

 

 

                                                                «Утверждаю»

                                        Директор МБОУ СОШ № 15

                                ______________ /Мальгинова Т.Ю./

                «______»__________   2016

                         

 

 

Рабочая программа по биологии.

 

5 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Составитель :учитель биологии

                                                                                     Галухина Ольга Владимировна.

 

 

 

 

                                                        

 

                                                 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), с учётом Примерной программы по учебному предмету «Биология», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 -ых классов. Уровень изучения предмета - базовый.

Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.

В системе предметов общеобразовательной школы курс биологии представлен в предметной области «Естественно-научные».

Назначение предмета «Биология» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование  и развитие у подрастающего поколения  представления о ценности здоровья и культуре поведения; позволяет осознать тесную  взаимосвязь природы и общества.

 Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей и

задач:

-социализации обучающихся;

-приобщение к познавательной культуре;

-ориентацию в системе моральных норм и ценностей

-овладение ключевыми компетентностями

Биология как дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на

Земле, место человека в природе, зависимости здоровья человека от наследственных факторов, состояние окружающей природы, социальной среды, образа жизни.

 

Для обучения биологии в МБОУ СОШ№15 выбрана содержательная линия Пасечника В.В.. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по биологии состоят в том, что они обеспечивают преемственность в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям МБОУ СОШ № 15 и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.

Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Биология»

1.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.

2. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)

 

 

Основные формы контроля:

Традиционная система.

В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

за устный ответ или другую форму контроля тематического материала( тесты:  интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические,  письменные опросы, контрольные работы)

 

-за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

 

Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

                                    Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


 

 

 

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Тема

Тема урока

К-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Тема 1. " Введение "

1. Биология — наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6. Обобщающий урок

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

 

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Тема 2. " Клеточное строение организмов "

 

7. Устройство увеличительных приборов

8. Строение клетки

9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

10. Пластиды

11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

15. Деление клетки

16. Понятие «ткань»

17. Обобщающий урок

11 часов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».

 

 

Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "

 

18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

19. Роль бактерий в природе и жизни человека

20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

21. Шляпочные грибы.

22. Плесневые грибы и дрожжи

23. Грибы-паразиты

24. Обобщающий урок

7 часов

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема 4. " Царство Растения "

25. Ботаника — наука о растениях

26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

28. Лишайники

29. Мхи

30. Папоротники, хвощи, плауны

31. Голосеменные растения

32. Покрытосеменные растения

33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

34.  Обобщающий урок

10 часов

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

п/п

 в

теме

Дата

проведения

 

фактически

Тема

Вид деятельности ученика

Основные понятия темы.

 

 

 

 

 

 

 

Введение(6 часов)

 

1.

1

Сентябрь

1 неделя

 

Биология — наука о живой природе

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Понятия «биология», «биосфера», «экология»

2.

2

Сентябрь

2 неделя

 

Методы исследования в биологии

 

 

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

 

Понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

3.

3

Сентябрь

3 неделя

 

Разнообразие живой природы.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».

4.

4

Сентябрь

4 неделя

 

Среды обитания живых организмов

 

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

 

 

Понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».

5.

5

Октябрь

1 неделя

 

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

 

 

 

 

 

 

 

«Экологические факторы»,«абиотические», «биотические», «антропогенные».

 

6.

6

Октябрь

2 неделя

 

Обобщающий урок по теме «Введение»

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

 

 

 

 

Готовят отчет по экскурсии.

 

 

Клеточное строение организмов

(7 часов)

 

 

 

7.

1

Октябрь

3 неделя

 

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа

 Устройство микроскопа

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп).

8.

2

Октябрь

4 неделя

 

Строение клетки

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Понятия: «клеточная мембрана»,  «клеточная стенка», «цитоплазма», «ядро», «вакуоли»

 

9.

3

Ноябрь

2 неделя

 

Строение клетки

Лабораторная работа

Рассматривание препарата кожицы  чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Пластиды. Хлоропласты

10.

4

Ноябрь

3 неделя

 

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Понятия: «Вещество», «органическое вещество», «минеральные вещества», «макроэлементы», «микроэлементы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

5

Ноябрь

4 неделя

 

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

 

 

 

 

 

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

 

12.

6

Декабрь

1 неделя

 

Ткани

. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Ткань

13.

7

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

2 неделя

 

 

Обобщающий урок «Клеточное строение организмов)

 

 

 

 

 

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

 

 

 

    Царство Бактерии (3 часа)

 

14

1

Декабрь

3 неделя

Строение  и жизнедеятельность бактерий

Выделяют существенные признаки бактерий

Бактерии. Клеточная стенка, капсула, прокариоты, эукариоты, автотроф, гетеротроф, сапротроф, симбионт, паразит, хозяин, антибиотики.

15.

2

Декабрь

4 неделя

 

Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия».

16.

3

Январь

2 неделя

 

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

 

Царство Грибы (6 часов)

 

17.

1

Январь

3 неделя

 

Общая характеристика грибов

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Мицелий, симбиоз, микориза, плодовое тело ,гифы.

18.

2

Январь

4 неделя

 

Шляпочные грибы

Лабораторная работа

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Мицелий, симбиоз, микориза, плодовое тело ,гифы, шляпка, пенёк

19.

3

Февраль

1 неделя

 

Шляпочные грибы

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Симбиоз,токсин.

20.

4

Февраль

2 неделя

 

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа

Плесневый гриб мукор

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Дрожжи,мукор,пеницилл.

21

5

Февраль

3 неделя

 

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

 

 

 

Головня, спорынья, трутовик.

22.

6

Февраль

4 неделя

 

Обобщающий урок «Царство Грибы»

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

 

 

 

 

 

 

Царство Растения.(12 часов)

 

23.

 

 

1

Март

1 неделя

 

 

Разнообразие, распространение растений

 

 

 

Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе»

 

 

Растения низшие и высшие,ботаника.

24.

2

Март

2 неделя

 

Водоросли

Лабораторная работа

Строение зеленых одноклеточных  водорослей

 

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя

представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Хламидомонада,хлорелла,улотрикс,спирогира,ульва,ламинария,порфира.

25.

3

Март

3 неделя

 

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

 

26.

4

Март

4 неделя

 

Лишайники

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».

27

5

Апрель

1 неделя

 

Мхи

. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах

Высшие споровые растения. Мхи. Кукушкин лен,сфагнум.

28

6

 

Апрель

2 неделя

 

Мхи

Лабораторные работы

Строение мха (на местных видах

Выполняют лабораторную работу

 

29

7

Апрель

3 неделя

 

Плауны, хвощи, папоротники

Лабораторные работы

Строение спороносящего хвоща

 

Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Плауны ,хвощи, папоротники, вайя, заросток, спорангий.

30

8

Апрель

4 неделя

 

Голосеменные растения

Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

Голосеменные, семя, чешуйка, шишка, хвоя, смола .фитоцинды.

31

9

Май

1 неделя

 

Голосеменные растения

. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

 

32

10

Май

2 неделя

 

Покрытосеменные растения

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Покрытосеменные, цветок, семя.

33

11

Май

3 неделя

 

Происхождение растений.

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

34

12

Май

4 неделя

 

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Биогеоценоз, экосистема, биосистема, биосфера, ярусное строение, растительное сообщество, круговороты веществ и поток энергии, ярусность, смена веществ, агроценоз.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Согласовано»                                                                       «Согласовано»

 Заседание ШМО учителей                                      Заместитель директора по УВР

естественно-математического цикла               ________________/Цыганова Т.В/

Протокол №______                                           «______»______________2016 г.

От «_____»_______________2016г.

 

 

Категория: Программы. | Добавил: Ольга
Просмотров: 693 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0