Рекомендации для проведения экспериментальной деятельности.
16.09.2015, 15:38

.Рекомендации для проведения экспериментальной деятельности.

Задачи:

 - формирование и развитие творческих способностей учащихся; - развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений; - развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех.
Учитель и ученик совместно должны что-то открывать. Тогда отношение учащихся к проводимым экспериментам будет вдумчивым и осмысленным. Они сами начнут высказывать массу гипотез и предлагать разные варианты объяснений увиденного. Здесь учитель, как более знающий экспериментатор, сможет вместе с ними проанализировать полученные результаты, объяснить их сущность, причинность и найти ответы.




 

 

 

Вид учебной деятельности

Цель организации.

Рекомендации

 
 

Демонстрационный опыт

Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов.

Формирование навыков проведения  наблюдения, опыта.

Демонстрационные опыты являются органической частью урока. Они могут быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать и сопровождать рассказ, беседу, объяснение и лекцию учителя, подтверждать изложенное. Демонстрационные опыты используются также для постановки экспериментальных задач. Демонстрационная установка должна быть по возможности простой. Это имеет важное значение для понимания опыта и выводов из него.

Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания

 

Практические работы

Применение теоретических навыков на практике.  Проведение простейших экспериментов.

Формирование навыков проведения  наблюдения статических и динамических объектов, описание,   инструментальные методы.

Практические работы – это работы с применением оборудования, но с другими исследовательскими задачами, например – построение графиков модификационной изменчивости с помощью линейки и калькулятора. Таким образом, название работ может меняться в зависимости от поставленных учителем задач. К практическим работам не относятся работы с иллюстрациями или текстом учебника!
 

В 6-7 классах  – организация учащимися  самостоятельных  долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры  публичных выступлений учащихся.

 

Лабораторные работы

Исследовательская работа учащихся на уроке.

Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся.

 

Практические и лабораторные работы в предметах естественнонаучного профиля представляют собой по сути мини- исследования, организуемые учителем с определенной дидактической целью. Практические и лабораторные работы – это работы с природным объектом или исследования природных явлений. Лабораторные работы – это работы, включающие задачи (заявленные учителем) по освоению (применению) умений работать с оборудованием (микроскопом, лупой, микропрепаратом и т.д.).
Содержание и число практических и лабораторных работ, заявленное в авторских (типовых) программах и курсах биологии, существенно отличаются от перечня примерной министерской программы, составленной в соответствии с образовательными стандартами. С целью упорядочивания контроля за выполнением практической части курсов биологии следует придерживаться списка работ, указанных в примерной программе по биологии действующего стандарта. Эти практические и лабораторные работы должны быть заявлены в журнале. За выполнение этих работ у всех присутствующих на уроке учащихся должна быть выставлена оценка в журнал.

Дополнительное количество практических и лабораторных работ может быть проведено педагогом, согласно заявленным целям и задачам процесса обучения и программе УМК. В этом случае учитель имеет право выставить оценки в журнал не всем ученикам и не только в этот день за проделанную работу. Это право учителя.

Проводятся на уроке.

Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод. 

 

Экскурсии

Особая форма урока – экскурсия. Основная цель -  показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе.

Формирование экологической  и исследовательской культуры школьников, навыков  проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций,  аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы

  1. Экскурсии проводятся в определённые дни по плану и обязательны для всех учащихся. Экскурсии планируются на полугодие или год педагогом. В плане чётко определяется место, время, тема экскурсии.
  2. По содержанию экскурсии делятся на 2 группы:
  • Предметные экскурсии;
  • Экскурсии, которые преимущественно служат целям воспитания и разностороннего развития учащихся.
  1. Предметные экскурсии обеспечивают расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам. Они проводятся учителем – предметником в процессе изучения нового материала и его повторения.
  2. Экскурсии требуют подготовки и чёткой организации деятельности детей. Эта работа состоит из трёх этапов:
  • Подготовка;
  • Проведение экскурсии;
  • Обобщение и оформление материалов.

 Все указанные этапы открывают простор для организации разнообразной деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают знаниями, умениями, навыками.

 На подготовительном этапе учащимися ставится задача – проблема:

  • Определяется литература (учебник, дополнительные книги);
  • Указывается необходимое оборудование;
  • Между отдельными учащимися и группами распределяются конкретные задания.

 Во время экскурсии учитель организует разнообразную деятельность детей в соответствии с заданием.

 После экскурсии организуется работа, связанная с оформлением собранного материала (доклады, коллекции, дневниковые записи, схемы, альбомы).

 

Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений .

 

 

Категория: Я-классный руководитель. | Добавил: Ольга
Просмотров: 550 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0