.Рекомендации для проведения экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся; - развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений; - развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех.
Учитель и ученик совместно должны что-то открывать. Тогда отношение учащихся к проводимым экспериментам будет вдумчивым и осмысленным. Они сами начнут высказывать массу гипотез и предлагать разные варианты объяснений увиденного. Здесь учитель, как более знающий экспериментатор, сможет вместе с ними проанализировать полученные результаты, объяснить их сущность, причинность и найти ответы.
Вид учебной деятельности
|
Цель организации.
|
Рекомендации
|
|
|
Демонстрационный опыт
|
Наглядная демонстрация и наблюдение биологических процессов, формирование исследовательской культуры учащихся. Проведение простейших экспериментов.
Формирование навыков проведения наблюдения, опыта.
|
Демонстрационные опыты являются органической частью урока. Они могут быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать и сопровождать рассказ, беседу, объяснение и лекцию учителя, подтверждать изложенное. Демонстрационные опыты используются также для постановки экспериментальных задач. Демонстрационная установка должна быть по возможности простой. Это имеет важное значение для понимания опыта и выводов из него.
Организация проведения – учителем, возможно привлечение учащихся к организации опыта за счет внеурочной деятельности, не требует обязательного оформления в рабочих тетрадях учащихся, необходимо указание проведения в журнале, проводится без оценивания
|
|
Практические работы
|
Применение теоретических навыков на практике. Проведение простейших экспериментов.
Формирование навыков проведения наблюдения статических и динамических объектов, описание, инструментальные методы.
|
Практические работы – это работы с применением оборудования, но с другими исследовательскими задачами, например – построение графиков модификационной изменчивости с помощью линейки и калькулятора. Таким образом, название работ может меняться в зависимости от поставленных учителем задач. К практическим работам не относятся работы с иллюстрациями или текстом учебника!
В 6-7 классах – организация учащимися самостоятельных долгосрочных наблюдений в домашних условиях. Необходима четкая инструкция учителя о сроках проведения, сроках отчета, форме отчета о практической работе. При проведении оценивание возможность формирования культуры публичных выступлений учащихся.
|
|
Лабораторные работы
|
Исследовательская работа учащихся на уроке.
Формирование навыков проведения наблюдения, опыта, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, аналитическая деятельность учащихся.
|
Практические и лабораторные работы в предметах естественнонаучного профиля представляют собой по сути мини- исследования, организуемые учителем с определенной дидактической целью. Практические и лабораторные работы – это работы с природным объектом или исследования природных явлений. Лабораторные работы – это работы, включающие задачи (заявленные учителем) по освоению (применению) умений работать с оборудованием (микроскопом, лупой, микропрепаратом и т.д.).
Содержание и число практических и лабораторных работ, заявленное в авторских (типовых) программах и курсах биологии, существенно отличаются от перечня примерной министерской программы, составленной в соответствии с образовательными стандартами. С целью упорядочивания контроля за выполнением практической части курсов биологии следует придерживаться списка работ, указанных в примерной программе по биологии действующего стандарта. Эти практические и лабораторные работы должны быть заявлены в журнале. За выполнение этих работ у всех присутствующих на уроке учащихся должна быть выставлена оценка в журнал.
Дополнительное количество практических и лабораторных работ может быть проведено педагогом, согласно заявленным целям и задачам процесса обучения и программе УМК. В этом случае учитель имеет право выставить оценки в журнал не всем ученикам и не только в этот день за проделанную работу. Это право учителя.
Проводятся на уроке.
Форма записей – производная, однако необходимо указание: № работы, темы, оборудования, отражение этапов работы, вывод.
|
|
Экскурсии
|
Особая форма урока – экскурсия. Основная цель - показать связь теоретического материала с реальными процессами, происходящими в живой природе.
Формирование экологической и исследовательской культуры школьников, навыков проведения наблюдения, описания, выполнение схематических рисунков, схем, таблиц, составление гербариев, коллекций, аналитическая деятельность учащихся, формируются навыки коллективной работы
|
- Экскурсии проводятся в определённые дни по плану и обязательны для всех учащихся. Экскурсии планируются на полугодие или год педагогом. В плане чётко определяется место, время, тема экскурсии.
- По содержанию экскурсии делятся на 2 группы:
- Предметные экскурсии;
- Экскурсии, которые преимущественно служат целям воспитания и разностороннего развития учащихся.
- Предметные экскурсии обеспечивают расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам. Они проводятся учителем – предметником в процессе изучения нового материала и его повторения.
- Экскурсии требуют подготовки и чёткой организации деятельности детей. Эта работа состоит из трёх этапов:
- Подготовка;
- Проведение экскурсии;
- Обобщение и оформление материалов.
Все указанные этапы открывают простор для организации разнообразной деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают знаниями, умениями, навыками.
На подготовительном этапе учащимися ставится задача – проблема:
- Определяется литература (учебник, дополнительные книги);
- Указывается необходимое оборудование;
- Между отдельными учащимися и группами распределяются конкретные задания.
Во время экскурсии учитель организует разнообразную деятельность детей в соответствии с заданием.
После экскурсии организуется работа, связанная с оформлением собранного материала (доклады, коллекции, дневниковые записи, схемы, альбомы).
Экскурсию можно рассматривать как высших элемент в системе формирования практических умений .
|
|
|