Задачи для использования на уроке
09.09.2015, 19:11

Тема «Морфология растений»

  1. Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты – плод кочан, а у картофеля – клубень. Другой с ним не согласен. Кто из них прав и почему?
  2. Плоды-костянки сейшельской пальмы – самые крупные семена растений, похожие на огромный орех. Созревают в течение 6 лет, достигая длины 50 см и массы 25 кг. Сколько плодов грецких орехов надо положить на весы, чтобы уравновесить плод сейшельской пальмы, при условии, что масса 100 штук грецких орехов составляет 1 кг?
  3. Деревья зимой переносят достаточно сильные морозы. Почему же весной ни часто погибают от гораздо меньших заморозков?
  4. Величина корневой системы зависит от условий роста. Какое растение – выросшее на влажной почве или в пустыне – имеет более глубоко проникающую корневую систему? .
  5. Одна из функций корня – поглощение воды из почвы. Но известно, что если в почве воды очень много, то растение может погибнуть. Объясните этот факт.
  6. Можно вырастить растения одного вида в вазонах с песком и с глиной, а также в сосуде с водным раствором питательных элементов. Как вы считаете, в каком случае корневой чехлик окажется больше и почему? Ответ поясните.
  7. Когда в клубнях картофеля больше питательных веществ – осенью или весной?
  8. Большое значение для поднятия воды в стебель имеет корневое давление и испарение воды листьями. Изменяется ли скорость перемещения воды и минеральных солей по сосудам древесины в зависимости от времен года?
  9. Органическое вещество сахар образуется у березы в листьях и передвигается вниз по ситовидным трубкам луба. Весной листьев нет. Почему же березовый сок сладкий? Какой сахар оказался в сосудах древесины?
  10. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растение не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?
  11. При выращивании сельскохозяйственных растений человек удобряет и рыхлит почву. За лесными растениями люди не ухаживают, а они растут неплохо. Какие условия позволяют им хорошо расти без ухода со стороны человека? Объясните ответ.
  12. Потеря слоя почвы толщиной в 1 мм означает, что 1 га почвы лишится 76 кг азота, 240 кг  – фосфора и 80 кг – калия. Сколько веществ потеряет 1 га почвы, если при самых неблагоприятных условиях в средней полосе происходит разрушение 3-4 мм почвы в год?
  13. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными. Корень же сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.

Тема «Отделы растений»

  1. Эвглена зеленая, хламидомонада, хлорелла и другие одноклеточные водоросли способны быстро размножаться и поглощать из окружающей среды органические вещества. Где используются эти свойства одноклеточных водорослей?
  2. Сухой сфагновый мох иногда применяют при перевязках вместо ваты, благодаря чему сфагнум нашел такое применение? Какие вещества он выделяет?
  3. Сфагнум - основной торфообразователь. В слоях торфа сохраняются остатки растений и животных, живших тысячелетия назад. Почему они не разрушились и не сгнили?
  4. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла способна очищать воздух. Благодаря какому свойству нашла она столь широкое применение? Для чего еще используют хлореллу в народном хозяйстве?
  5. Из красных водорослей получают вещество агар-агар. Какими свойствами оно обладает и где нашло применение?
  6. Покрывая почву сплошным ковром, кукушкин лен вытесняет другие мхи, что может вызвать заболачивание почвы. Почему так происходит?

 

 

Тема «Систематика растений. Грибы. Лишайники»

  1. На Земле существует около 500 тысяч видов растений. Например, около 3 тысяч крестоцветных, около 17 тысяч видов бобовых. Почему каждому виду дают двойное название: видовое и родовое? Почему ученые всего мира договорились давать всем видам растений названия на латинском языке?
  2. Многие из вас пробовали напиток, называемый чайным квасом. На поверхности банки, где бродит этот квас, плавает чайный гриб родом из Индонезии – симбиоз дрожжей с уксуснокислыми бактериями. Ради какой обоюдной пользы поселились вместе гриб и бактерия? Объясните ответ.
  3. После сбора яблок рекомендуется произвести полив и подкормку плодового сада. Объясните, почему садоводы считают, что такой агротехнический прием способствует формированию урожая яблок в следующем году?
  4. Зеленые водоросли не могут жить на больших глубинах, наибольшее их скопление – на глубине до 20 м. Более глубоко (до 200-250 м) обитают красные водоросли. Как питаются красные водоросли; почему красные водоросли, в отличие от зеленых, живут на большой глубине?
  5. Строение тела водорослей очень разнообразно, это отнюдь не одноклеточные организмы. Известны нитчатые водоросли – их отдельные клетки устроены и работают как свободноживущие одноклеточные организмы. Как образуются такие многоклеточные нити? Предложите объяснение.

Тема «Размножение растений»

  1. Вам известны красиво цветущие растения – лилии и гиацинты. Можно ли эти растения размножить листовыми черенками и как это сделать?
  2. В семядолях находится запас питательных органических веществ. У двудольных растений две семядоли, а у однодольных – одна. Означает ли это, что проросток однодольного растения должен развиваться в два раза медленнее, чем проросток двудольного. Почему?
  3. Многие семена после посева прорастают плохо. Семена моркови, петрушки, сельдерея можно хранить в течение года, но их всхожесть при этом заметно теряется. Семена томатов и капусты не теряют всхожести до 3-5 лет, а семена тыквы, кабачков, огурцов – до 5-8 лет; очень долго – от 15 до 30 лет – могут сохраняться семена мокрицы, лебеды, мари и других. Как можно объяснить подобную разницу в сроках сохранения всхожести после хранения?
  4. Многие садоводы, сохраняя плоды тыквы, патиссонов, кабачков до весны, с удивлением наблюдают следующую картину. Разрезая тыквину, они извлекают оттуда уже проросшие семена. Объясните, почему семена проросли внутри плодов.
  5. В девятнадцатом веке известный английский естествоиспытатель Ч. Дарвин заметил очень интересное явление: около английских сельских церквей часто вырастают растения, которые в их окрестностях довольно редки. Исследователь объяснил, в чем дело. А как думаете вы?
  6. Семена сейшельской пальмы регулярно доплывают от Сейшельских до Мальдивских островов, но никогда не прорастают там. Почему плоды пальмы плывут именно в указанном направлении, но никогда не прорастают около побережий Мальдивских островов? Объясните ответ.
  7. Многие семена и плоды имеют выросты, цепкими фрагментами обладают также соцветия растений. Как вы думаете, почему растения с цепкими плодами редко встречаются в лесах, но часто – на открытых пространствах? Ответ объясните и приведите примеры.
  8. В тропических лесах большую роль в распространении сочных плодов играют млекопитающие: обезьяны, лисицы, летучие мыши и т.п., хотя все эти животные съедают больше, чем птицы (с полным перевариванием семян). Какие отличия должны быть у плодов растений, распространяемых млекопитающими, по сравнению с плодами, которые распространяются птицами?
  9. При размножении черенками побег не получает от материнского растения питательных веществ. Садоводы тщательно оберегают черенки при укоренении. Какие правила необходимо соблюдать садоводам, чтобы в максимально короткие сроки и  с небольшими потерями провести укоренение?
  10. Предположим, что цветки данного растения опыляются животными, не различающими цвета. Какие особенности должно иметь это растение? Объясните ответ.
  11. На некоторых крупных цветках образуются «посадочные площадки» для насекомых и даже с «дорожными указателями», заметными издалека! Животное, получая доступ к нектару, по ходу дела совершает опыление. В крайне специализированном цветке растений семейства Орхидные «посадочная площадка» сконструирована из верхних по морфологическому положению лепестков (ближних к верхушке побега). Как вы думаете, почему, ведь насекомому неудобно сидеть «вниз головой»?
  12. Самый крупный в мире цветок – у раффлезии Арнольда – паразитного растения тропических лесов запада острова Суматра, описанного в 1821 году. В настоящее время его максимальные размеры оцениваются в 45 см в диаметре при массе в 7 кг. Однако семена этого растения чрезвычайно мелкие. Объясните подобное несоответствие. Почему семена раффлезии такие мелкие?
  13. Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не будут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений?
  14. Что произойдет, если внутри пыльцевого зерна цветкового растения образуется не два, а один спермий? Нарушится ли при этом процесс семенного размножения? Ответ поясните.
  15. Предположим, что цветковые растения потеряли способность к распространению своих семян. Семена начали попадать под «родительские» растения и там прорастать. К каким последствиям это могло бы привести и почему?
  16. Легкий восковой налет на ягодах черники служит не только для предохранения ягод от иссушения. Финские исследователи установили, что восковой налет хорошо отражает ультрафиолетовые лучи. Как вы думаете, какое значение подобный факт может играть в распространении семян?
  17. Объясните, почему большинство видов цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способом, а не каким-либо одним. Дайте обоснованный ответ.
  18. Большая часть растений автотрофны. Однако в жизненном цикле растений есть периоды, когда оно питается только за счет запасенных ранее органических веществ, т.е. гетеротрофно. Когда это происходит? Обоснуйте ответ.

 

 

Категория: Ботаника. | Добавил: Ольга
Просмотров: 1384 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0