02.12.2013, 18:27 | |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ Содержание
заданий Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного от- вета из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1.
В благоприятных условиях спора бактерии: а) делится, образуя 3 – 6 новых спор; б) сливается с другой спорой с последующим делением; в) погибает; г) прорастает в новую бактериальную клетку. + 2.
Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей: а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых. + 3.
В клетках грибов нельзя обнаружить: а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; + г) рибосомы. 4.
Сфагнум размножается: а) семенами; б) пыльцой; в) спорами; + г) зооспорами. 5.
Большинство клеток зародышевого мешка цветковых
растений имеет: а) гаплоидный набор хромосом; + б) диплоидный набор хромосом; в) триплоидный набор хромосом; г) тетраплоидный набор хромосом. Методические рекомендации по разработке заданий для
школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в
2012/2013 учебном году 11 6.
Человек употребляет в пишу орган(-ы)
цветной капусты: а) видоизмененную верхушечную почку; б) утолщенный реповидный стебель; в) видоизмененное соцветие; + г) боковые видоизмененные почки. 7.
Соцветие колос характерно для: а) ландыша; б) сирени; в) ржи; г) подорожника. + 8.
Семена без эндосперма у: а) клещевины; б) липы; в) томата; г) частухи подорожниковой. + 9.
Корневые шишки – это сильно утолщенные: а) придаточные корни; + б) корневые волоски; в) главные корни; г) воздушные клубни. 10.
Соплодие характерно для: а) груши; б) ананаса; + в) банана; г) айвы. 11.
К корнеотпрысковым растениям относят: а) облепиху крушиновидную; б) осот полевой; в) осину дрожащую; г) все перечисленные растения. + 12.
Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем.
Орхидные. В кондитерском
производстве используют ее: а) стебли; б) стебли и листья; Методические рекомендации по разработке заданий для
школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в
2012/2013 учебном году 12 в) соцветия; г) плоды. + 13.
Манную крупу изготовляют из: а) пшеницы; + б) проса; в) овса; г) ячменя. 14.
Общим признаком голосеменных и покрытосеменных
растений являет- ся: а) развитие из спор; б) наличие цветка; в) развитие из семени; + г) редукция спорофита. 15.
Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ
жизни: а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) солнечники; г) споровики. + 16.
Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих
у челове- ка: а) сонную болезнь; + б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз. 17.
Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у
нее прочного, но
хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является: а) мелководным обитателем; б) глубоководным обитателем; + в) наземным обитателем; г) обитателем приливно-отливной зоны. 18.
Спектр цветового зрения у медоносной пчелы: а) такой же, как у человека; б) сдвинут в инфракрасную часть спектра; Методические рекомендации по разработке заданий для
школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в
2012/2013 учебном году 13 в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра; + г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра. 19.
Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами
происходит: а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель; б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель; в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели; г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель. + 20.
В отличие от круглых червей, у кольчатых червей
появилась: а) пищеварительная система; б) выделительная система; в) кровеносная система; + г) нервная система. 21.
Крылья у насекомых находятся на спинной стороне: а) груди и брюшка; б) груди; + в) головогруди и брюшка; г) головогруди. 22.
Рабочие пчелы являются: а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством; б) самками, у которых на развиты половые железы; + в) молодыми самками, способными через год отложить яйца; г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. 23.
Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах,
выводят избы- ток
соли из организма: а) с мочой; б) через солевые железы; + в) через поры в коже; г) с экскрементами. 24.
У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов: а) только самка; б) только самец; + в) по очереди оба родителя; г)
приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.__ Методические рекомендации по разработке заданий для
школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в
2012/2013 учебном году 14 25.
Самые большие гнезда среди птиц строят: а) орлы; б) пеликаны; в) страусы; г) африканские ткачики. + 26.
Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными
чертами строения
обладают: а) амеба; б) дождевой червь; + в) гидра; г) вольвокс. 27.
Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции
хордовых в ряду
следующих животных: а) жаба – кролик – крокодил – акула; б) акула – лягушка – крокодил – кролик; + в) акула – крокодил – лягушка – кролик; г) крокодил – акула – жаба – собака. Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное ко- личество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. 1. Бактерии вызывают заболевания: I. возвратный тиф. + II. сыпной тиф. + III. малярия. IV. туляремия. + V. гепатит. а) II, IV; б) I, IV, V; в) I, II, IV; + г) II, III, IV, V. 2. Корни могут выполнять функции: I. образования почек. + II. образования листьев. III. вегетативного размножения. + IV. поглощения воды и минеральных веществ. + V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. + а) II, III, IV; б) I, II, IV, V; в) I, III, IV, V; + г) I, II, III, IV. 3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня: I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. + IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни. + Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012/2013 учебном году 21 а) III, IV, V; б) III, V; + в) I, IV, V; г) II, IV, V. 4. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для: I. пауков. II. клещей. + III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов. а) II; + б) II, III; в) I, IV; г) I, II, III, V. 5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются: I. кораллы. + II. губки. + III. асцидии. + IV. коловратки. V. усоногие раки. + а) I, II, III, IV; б) I, II, III, V; + в) I, III, IV; г) I, II, III, IV, V. 6. Хорда сохраняется в течение всей жизни у: I. окуня. II. осетра. + III. акулы. IV. миноги. + V. ланцетника. + а) I, II, III, IV; б) III, IV, V; в) II, III, V; г) II, IV, V. + 7.
Нерестится только один раз в жизни: I.
севрюга. II.
сардина. III.
горбуша. + IV.
красноперка. V.
речной угорь. + а) II, III, V; б) III, V; + в) I, III, V; г) I, II, III, V. 8.
Аллантоис выполняет у амниот функцию: I.
газообмена. + II.
терморегуляции. III.
запасания воды. IV.
накопления мочи. + V.
пищеварения. а) I, III, IV; б) I, IV; + в) I, II, IV, V; г) I, II, III, IV.
Методические рекомендации по разработке заданий для
школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в
2012/2013 учебном году Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из кото- рых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25. 1. Печеночные мхи – низшие растения. 2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза. 3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. + 4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод. 5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее. 6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных. 7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное. 8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков. 9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. + 10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение. 11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно нали- чие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
| |
| |
Просмотров: 866 | Загрузок: 0 | |